Стекло принадлежит к разряду наиболее «благодарных» декорированию материалов. Почему? Все просто:оно нейтрально (прозрачно) и любое украшение будет от компании со стеклом только выигрывать, демонстрируя свою индивидуальность без конкуренции со стороны партнера.
Техник работы со стеклом достаточно много, но сегодня мы рассмотрим только три (самых основных и доступных):
- гравировка матирующей пастой,
- холодная витражная роспись (псевдовитраж)
- декорирование стразами и камнями.
МАТОВЫЙ РИСУНОК НА СТЕКЛЕ
Рельефный узорчатый хрусталь видели все. И каждый знает, что такой способ декорирования называется гравировкой. Для него требуется качественное оборудование и недюжинное упорство в освоении техники.
Что делать, если монохромный рисунок на стекле создать необходимо, а времени на освоение техники нет?
Ответ прост – сменить технику.И это возможно. Существует такой несложный способ создания бесцветного рисунка на стекле,как вытравливание матирующим составом.
С его помощью можно придать стеклу приятную матовую затуманенность, а при наличии специального трафарета, нанести узор. Самое главное достоинство этого материала – необратимость матового эффекта, стойкость к мытью и царапинам.
Паста для гравировки (травильная или матирующая паста) – это кислота сильного действия, вызывающая эрозию гладких поверхностей стекла, керамики,полированного камня. Поверхность, взаимодействующая с травильной пастой приобретает матовую шероховатость. Для получения необходимого фигурного контура используются трафареты из самоклеящейся полипропиленовой пленки, которую легко найти в любом строительном супермаркете.
Работать с матирующей пастой предельно просто и доступно любому желающему.
Минимальный НАБОР ДЛЯ ГРАВИРОВКИ матирующим составом состоит из:
- собственно, пасты для травления (гравировки) стекла,
- кисти, шпателя или деревянной лопаточки (для нанесения матирующей пасты),
- трафарета (можно приобрести в том же интернет-магазине или художественном салоне),
- силиконовых перчаток для безопасности кожи рук.
Сам ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ МАТОВОГО УЗОРА на стекле сводится к следующим этапам.
ШАГ 1 Поверхность стекла обезжиривают с помощью спирта или уайт-спирита.
ШАГ 2 На место будущего узора наклеивают трафарет.
ШАГ 3 После наносят слоем без просветов матирующую пасту – делать это необходимо только с помощью деревянной лопатки или металлического мастихина, излишки пасты рекомендуем удалить – вы сможете воспользоваться ею повторно. Теперь остается лишь подождать 15-20 минут, пока матирующий состав войдет в реакцию со стеклом.
ШАГ 4 Последний этап – смывают пасту под струей теплой воды, удаляют остатки трафарета (можно воспользоваться ножом) и высушивают поверхность.
Если вы не сможете найти в интернет-магазине подходящего трафарета, то его несложно смастерить самому из самоклеящейся пленки, перенеся на нее необходимый рисунок и вырезав в нужных местах фигурные отверстия.
Рисунок на бумажной стороне пленки можно распечатать с помощью принтера (в зеркальном отображении), а вырезать обычным канцелярским ножом, используя стеклянную подложку.
Для того, чтобы пленка в процессе вырезания не смещалась, приклейте ее к стеклянному листу скотчем. Готовый трафарет освободите от защитного бумажного слоя и наклейте на предмет декорирования. Делайте это поэтапно, начиная от одного края, аккуратно отворачивая бумажный слой, продолжайте наклеивать, контролируя, чтоб не было смещения рисунка и образования пузырьков воздуха.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ
Травильная паста для гравировки стекла – сильнодействующая кислота, поэтому:
- берегите руки и другие части тела от контакта с реагентом, при попадании на кожу немедленно промойте проточной водой;
- работайте только в хорошо проветриваемом помещении;
- подвергайте гравировке только наружные поверхности предметов, контактирующих с пищевыми продуктами;
- не промывайте изделия над керамическими и эмалированными раковинами – их поверхность легко подвергается коррозии травильной кислотой, для работы с реагентом подходят только раковины из нержавейки;
- храните пасту для гравировки в недоступном для детей месте.
ВИТРАЖНАЯ РОСПИСЬ и ДЕКОР СТЕКЛА СТРАЗАМИ, КАМНЯМИ
Рассмотрим оба варианта, так как в некоторых случаях использование одной только техники витражной росписи для декорирования стекла недостаточно. Если поверхность плоская, возьмем к примеру зеркало, ваши усилия по приданию цвета могут оказаться неэффективны, так как при просмотре под углом и рисунок и рельеф контура «смазываются» в плоские цветовые пятна.
Придать выразительность рисунку помогут рельефные декоративные детали стеклянного происхождения – не выбиваясь их общей концепции стекла, они будут преломлять свет и цвет в своих поверхностях. К подобному декору относятся стразы,акриловые камни, стеклянные бусы, стеклярус, поделки в технике фьюзинг.
Вы только представьте, как заиграет зеркало над камином в компании со стеклянной вазой,оформленные в едином стиле. Самое приятное то, что эти изделия водостойки – их рельефные поверхности можно промыть под струей воды, протирая мягкой щеткой. Придать такие характеристики декору можно, использовав строго определенные материалы.
МАТЕРИАЛЫ
Предмет декорирования, выполненный из стекла (зеркало, ваза, бутылка, стакан-подсвечник, прозрачные елочные шары).
Витражные краски, акриловый контур в тубе, как альтернатива ему акриловая контурная паста (различия объясним позже). Для работы с прозрачным стеклом рекомендуются прозрачные краски, для нанесения рисунка на зеркала и непрозрачные поверхности лучше отдать предпочтения краскам с плотной непрозрачной текстурой. Впрочем, это лишь рекомендация, основанная опыте мастериц.
Декор: акриловые камни, поделки в технике фьюзинг, стразы без зеркального слоя (иначе отклеятся), стеклянные бусы,в том числе бисер и стеклярус. Кстати, бисер и стеклярус должны быть из цветного стекла, а не крашенные изнутри – покупать их лучше большими упаковками, выйдет гораздо дешевле, а остатки вы еще не раз сможете применить для декора других предметов.
Аквариумный силиконовый герметик, о том как выбирать читайте в статье силиконовый клей (ССЫЛКА).
Уайт-спирит для исправления ошибок, метиловый спирт для очистки поверхности, тонкий стойкий маркер для нанесения контура, кисточки для работы с акриловыми красками, палитра (плоская стеклянная или керамическая тарелка для смешения красок), латексные перчатки, пинцет.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Надеваем перчатки,очищаем поверхность стекла метиловым спиртом с помощью мягкой не ворсованной х/бткани. Перчатки нужны не столько для защиты рук, сколько для защиты поверхности от жировых пятен, которые оставляют пальцы. Наносим контур рисунка маркером,ошибки поправляем тканью, смоченной уайт-спиритом.
МАНИПУЛЯЦИИ с декорируемым предметом производятся в той последовательности, в которой представлены ниже. Сначала идет роспись, после поклейка, если вы намерены только оклеить изделие,то переходите сразу к соответствующему разделу. Варианты декора: контур-роспись-поклейка, контур-поклейка, поклейка.
НАНЕСЕНИЕ КОНТУРА
Мы не зря предложили в материалах два вида контура: собственно, акриловый контур и акриловую пасту. В чем их различие?
АКРИЛОВЫЙ КОНТУР мягче и создает выпуклую линию. Его используют для создания тонких кружевных рисунков и просто, как цветной разделитель красок.
Для того, чтобы нанести контур необходимо открыть тубу и коснувшись ее носиком стекла провести линию. Движение руки должно быть плавным, равномерным,уверенным. Рекомендуем сделать пробное нанесение на вашей палитре.
Если в декоре будет использованы цветные акриловые камни, возможно потребуется и на них нанести рисунок с помощью контура (полоски, завитки), чтоб объединить композицию.
АКРИЛОВАЯ ПАСТА гуще по консистенции и с ее помощью можно добиться проволочного эффекта на поверхности стекла. Для этого паста наносится не прямо на стекло, а с высоты до 1 см. Существует такой прием, именуемый «мозаика» — контур наносится не по рисунку, а произвольными извилистыми линиями, после чего образовавшиеся просветы заполняют красками. Этот прием не требует серьезных навыков и доступен даже новичкам.
НАНЕСЕНИЕ КРАСКИ
Способ №1 Кисточкой аккуратно,без излишков набирают краску и заполняют рисунок внутри контура, слой краски не должен быть густым, иначе растечется за пределы контура, но и не слишком тонким, чтоб покрыть поверхность равномерно. Высыхание краски произойдет в течение 12 часов. После этого, при необходимости, вы можете нанести второй слой.
Способ №2 «МОЗАИКА» Кисточкой набирают краску (густо) и наносят на палитру, набирают другой цвет и наносят рядом с предыдущим. Далее, захватывают кисточкой оба цвета и заполняют контур.
Этот метод применим к небольшим деталям контура и используется только с контурной пастой, так как слой нанесения чуть больше обычного, а паста выступает над поверхностью достаточно далеко.
НАКЛЕИВАНИЕ
Наклеивание единичных деталей – нанесите каплю герметика и вдавите в нее декор (мелкие детали берите пинцетом). При работе со следующим фрагментом старайтесь не касаться не застывшего декора.
Наклеивание декора по линии – проведите рисунок линии герметиком так же, как это делали с контуром. Уложите пинцетом детали по заданной траектории. У вас не больше 10 минут, поэтому длинные линии проводите короткими отрезками.
Заполнение фрагмента бисером и стеклярусом: нанесите клей и достаточно быстро распределите по поверхности слоем в 1 мм.
Рассыпьте бисер по подготовленному участку и при необходимости заполните пробелы. Возможность что-либо подправить, будет впервые 10 минут, пока герметик не начал густеть.
Для работы со стеклярусом применяется тот же метод, но если бусины довольно длинные – наилучший вариант выкладки – «паркет», когда стеклярус выкладывают плитками (участками) из параллельно расположенных бусин. Тут потребуется время и пинцет, чтобы подправить работу,поэтому выполняйте рисунок маленькими фрагментами.
На полное высыхание силиконового клея уйдет не менее суток (читайте инструкцию к клею), в течение которых изделие лучше оставить в покое.